THEATRE IMENIBALETA | Скачать pdf | Александр Диденко |
სახლი არ არის |
В твоих глазах — лёд. |
|
Безграничный океан космоса, невыносимый холод далёких планет, песня недостижимых миров — чужая, другая, непонятная мне. |
|
Нам не договориться. Я смотрю в глубины твоих ледяных глаз и понимаю — нет, не договориться. Cлишком уж мы отличаемся друг от друга. У каждого из нас — своя собственная Вселенная, мы смотрим на одни и те же вещи, но живём при этом в разных мирах, и нет у них точек пересечения. Мы видим, чувствуем, дышим и умираем по-разному. Так не похоже — и в то же время так близко, так рядом; но не найти нам общего языка, нет, не прийти к взаимопониманию, никогда — каждый из нас заперт в собственной Вавилонской башне, где все языки смешаны и нет при этом того, что можно было бы назвать своим. |
|
Мы чужие, посторонние — другим и друг другу, этому миру, самим себе, и всё, что сближает нас — лишь пересечение взглядов, слишком разнородное, чтобы когда-нибудь стать единым целым. |
|
Твои пальцы судорожно вцепляются в покровы реальности, словно стремясь отодрать их прочь, навсегда сорвать завесу с тайны. Наши руки почти соприкасаются, и в то же время — между ними миллионы километров непроглядной ночи, бесконечные серые равнины невосполнимого одиночества и тысячи лет громогласной, непробиваемой тишины. |
|
Каждый из нас — мир, закрытый от другого на самые надёжные в мире замки, ключей от которых давным-давно уже нет на свете... да и были ли они хоть когда-нибудь? Мы потерялись — давно и безнадежно. Нам не найти друг друга, нам не найти даже себя. Мы — изгои. Наши души — подземные ходы дождевых червей, холодные, пустые, сочащиеся иллюзорной влагой, чавкающие и ведущие никуда. |
|
Я смотрю в твои глаза. Ты смотришь в мои. |
|
Лёд. Холод далёких планет. Молчание безбрежного эфира. Нависшая тишина. |
|
Нам не договориться? |
|
Неужели нам всё-таки не договориться? |
Я хочу домой. Просто хочу домой. Хочу домой. Но никакого дома — нет. |
სახე არ არის |
Где это мы? |
|
Снова жалуется. |
|
А дети вот совсем не устают. Приятно посмотреть, как они бегают и прыгают! |
|
Кто, я? Я хорошо переношу путешествия. |
|
Глаз не отвести. |
|
Тебе что, неприятно? |
|
Да просто откуда ж вот столько в тебе этого упрямства? Можно ж было и не ходить никуда, но нет, обязательно ведь всё по-своему надо сделать. |
|
Значит, мы договорились. |
|
Ага, большая река над малыми речками насмехалась. |
|
Это, наверное, какая-то метафора? |
|
И что здесь вообще происходит. |
|
Я понимаю. Понимаю, но, боюсь, объяснить не смогу. |
|
Замечательно. Дома-то хоть знают, где ты? |
|
Не надо так говорить. Пожалуйста. Никогда так больше не говори. |
|
Что ж, давай попробуем. Но учти, я от такого очень быстро устаю. |
|
Спасибо за понимание. Ты не представляешь, насколько это ценно для меня. |
|
Рано или поздно любая река ведь впадёт в море? |
|
Да ну, какие ещё рыбаки, тут и рыбы-то никакой отродясь не было. |
|
Мы разве знакомы? |
|
Надо же. А по лицу так сразу и не скажешь. |
|
Заткнись! |
|
И мне тоже что-то нездоровится. Ты как? |
|
Мутно мне как-то от всего этого. |
|
А мне вот от тебя мутно. |
|
Сейчас такое редко встретишь. |
|
Ещё бы. Ведь движение — это стихия детей. А потом, такая красота вокруг, тут любому захочется поиграть. |
|
Не переживай, я уже никуда не тороплюсь. |
Пьют ведь не для того, чтобы напиться. |
|
Пусть так. Зачем тогда? |
|
Ну, тут нет какого-то общего ответа. Каждый же по-разному ответить может. |
|
Но пьют-то все одинаково. |
|
Во-первых, не правда. Пьют все тоже по-разному, ты не равняй. Вон где-нибудь во Франции там, например, каждый день вино за обедом пьют, и что? Они все теперь алкоголики поголовно? |
|
Кто-то говорил «алкоголики»? |
|
Вот разве есть какая-то проблема в паре бокалов, если чисто для вкуса? |
|
А так во-вторых-то что? |
|
А во-вторых, что это за наезды вообще. |
|
Где наезды? Какие наезды? |
|
Почему у меня ощущение, будто ты на меня давишь. |
|
Да не давлю я. Я правда, искренне пытаюсь понять. |
|
А потом начнутся опять морали из серии «пить вредно». |
|
Слушай, ну вот простой же вопрос: «зачем»? Тебе что, ответить сложно? |
|
По-разному. |
|
Это уже понятно, а можно, ну не знаю, примеры какие-то? |
|
Ну кому-то просто нравится. |
|
Нравится пить? |
|
Вкус нравится. Просто чтобы удовольствие получить. Это как, не знаю, поесть вкусно. Можно ж всю жизнь жрать, не знаю, перловку, брюкву, прочий силос там… сытым будешь. Если правильно подобрать всё, рассчитать, то даже и здоровым. Но удовольствия ведь никакого! А можно поесть изысканных блюд, тогда кроме насыщения ещё и от вкуса наслаждение получишь. Вот и с выпивкой так же. |
|
Пьют потому, что это вкусно? |
|
Ну да, многие напитки весьма приятны на вкус. |
|
Хорошо, но ведь пьют не только дорогие вина. Шмурдяк всякий, всякое говно зачем в себя-то лить? |
|
Ну ты не забывай, что тут плюс ко вкусу ещё и опьянение. |
|
Получается, испытывать опьянение приятно. |
|
Да, наверное. |
|
Значит, пьют всё-таки для того, чтобы напиться? |
|
Блин, вот опять. Мораль покатила. К этому всё и шло, да? Ну зачем обязательно напиваться-то? |
|
Так вот я как раз и спрашиваю — зачем? |
А тебе никогда в голову не приходило, что это всё может быть из-за тебя? |
|
В каком это смысле? |
|
Ну, что ты — и есть главная причина происходящего. Что это именно из-за тебя оно всё сломалось? |
|
То есть, ты хочешь сказать, что это всё моя вина. |
|
Я ничего не хочу сказать. Я просто задаю вопрос. |
|
Свалить всю ответственность на меня, значит. |
|
Ничего я на тебя не валю. Я всего лишь спрашиваю, не приходило ли тебе такое в голову? |
|
Удобно. |
|
То есть, не приходило. |
|
Нет, не приходило. Потому что это по-моему херня какая-то полная. |
|
Почему херня? |
|
А почему, блин, нет? То есть смотри, мало того, что я во всём этом — главная жертва... |
|
Угу, понятно. Главная жертва, значит. |
|
...так теперь ещё и вся вина на мне? Так это у тебя получается? |
|
У меня пока никак не получается. |
|
Ты ещё давай скажи, что мне это было выгодно. |
|
Я не... |
|
Так и в чём же тут моя выгода, ну давай, скажи? |
|
Я не говорю про выгоду. Я не думаю, что в этом может быть вообще какая-то выгода… тебе, мне... хоть кому-то ещё. Я только спрашиваю, не думается ли тебе никогда, что именно ты можешь быть причиной всего происходящего? |
|
Не думается. Сама постановка вопроса таким образом... |
|
Погоди. |
|
Сама постановка вопроса таким образом мне оскорбительна до глубины души. |
|
Не ставлю себе целью тебя оскорбить. |
|
Мне кажется это, как там сейчас говорят, виктимблейминг. |
|
Я ни в чём тебя не обвиняю. |
|
Газлайтинг. |
|
Ты с кем говоришь? Ты вообще меня слушаешь? |
|
Ты мне и слова вставить не даёшь. |
|
Да ну? |
Но где же лицо? Где моё лицо, то, что было у меня, прежде чем родиться? |
Ну или взять вот, например, геев. |
|
Погоди, а они-то тут при чём? | |
Да вот просто. Нет, ты не подумай там, я в целом против ничего не имею, это дело личное, но... |
|
Но? | |
Но в том-то и дело, вот пусть оно и будет личное, а не публичное! |
|
А в чём проблема-то, не понимаю. Лично а не публично твоя вот проблема в чём? | |
Ну предположим, мне это неприятно. |
|
Неприятно — не участвуй. Тебя что, кто-то заставляет? | |
И не интересно. |
|
Ну раз не интересно — так и не интересуйся. | |
Да при чём тут… ну вот ладно, взрослые люди, а дети? Вот как объяснить ребёнку, почему два дяденьки ходят за ручку и целуются? |
|
Потому что любят друг друга? | |
Ага, конечно, и пусть ребенок, значит, знает, как они там друг дружку в жопы письками толкут? Это что, нормально, по-твоему, ребёнку такое знать? |
|
Так, подожди. А что, если ребенок увидит как дядька с тётькой целуются, ему тоже сразу всю инфу про письки да вагины заливать? | |
Не... |
|
А ты прикинь, дядьки иногда тоже тётькам письками в жопы тыкают, да и не только в жопы. Тоже рассказывать? Или попридержать пока? | |
Не передергивай, говорю. |
|
Я не передергиваю. Просто почему в одном случае типа про любовь, а в другом — сразу про секс? | |
Да потому что это не я про секс, а они сразу про секс... |
|
Подожди, это ж вроде именно тебе что-то детям рассказать надо было, так вот ты и рассказывай, про что захочешь. Да хоть про аиста сказки... | |
От аиста до вагины, на самом деле, один шаг. |
|
Тогда про любовь расскажи. | |
У меня вообще может уверенности нету, что они друг друга любят. |
|
А что дядька с тётькой друг друга непременно любят, а не просто перепихнуться после офиса решили, чтобы стресс снять, у тебя уверенность есть? | |
Да погоди, ну вот не я расскажу, так они ж сами же везде об этом кричат! |
|
Кто? | |
Да педики твои! |
|
Чё это они мои. Где кричат? | |
Взять те же гей-парады... |
|
Так не ходи на гей-парады? | |
А дети? |
|
Так не води детей на гей-парады! | |
Не передёргивай! По телевизору увидят! Или в интернете? |
|
Серьёзно? Это ты вот серьезно сейчас? То есть вот из всего, что ребёнок может увидеть по телевизору или в интернете, тебя больше всего смущает что? Гей-парады? | |
Не только, но... |
|
Начнём с того, ответственность за то, что ребёнок смотрит, в первую очередь на родителях лежит, а не на обществе, мне так кажется, это раз. | |
Это как-то слишком. Разве за всем уследишь? |
|
Ты не уследишь, а почему другие за твоим ребёнком следить должны? | |
Не… |
А два — вот серьёзно, из всего того дерьма, что льётся с экранов, давно уже можно целую отдельную планету слепить, а тебя почему-то волнуют именно геи? |
С тобой невозможно... |
Знаешь, мне кажется намного сложнее объяснить ребёнку не почему дяденька любит дяденьку, а почему дяденька дяденьку ненавидит. Бьёт, калечит и убивает, тётенек, других дяденек, животных — всех подряд! Почему одни дяденьки стреляют в других, почему какая-то тётенька кидает всех на бабки, а другой дяденька с одутловатым лицом, не краснея, десятилетиями пиздит мне прямо в глаза, и никто не видит в этом ничего зазорного, понимаешь? |
Ну это же ты про другое совсем. |
|
И почему это всё — типа нормально. Вот это всё как объяснять — вот что мне кажется сложно. | |
Невозможно с тобой спорить. |
|
А про любовь — про неё ничего объяснять не надо. Потому что про любовь ребёнок отлично и безо всяких объяснений знает. | |
Откуда? |
Так всё-таки. |
|
Всё-таки что? |
|
Почему всё это — моя вина? Объясни. Объясни, где ты здесь видишь хоть каплю моей вины? |
|
Не было про твою вину ни слова. |
|
Ты ж утверждаешь, что именно я — причина всего происходящего. |
|
Причина — да. «Вина» — нет. |
|
Это разве не одно и то же? |
|
И потом я не утверждаю. Я спрашиваю. Это разные вещи. |
|
И всё же. Мне хочется услышать твою версию. |
|
Ты ведь даже не слышишь, что я говорю. Не понимаешь разницы и слушать не хочешь. |
|
Ты ошибаешься. Это не правда. |
|
Вот видишь? Даже здесь ты заявляешь абсолютно категорично. Не «мне кажется, это не правда». Не «возможно, ты ошибаешься». А так с плеча сразу — рррраз — «ты ошибаешься» и всё. Dixi. У тебя заранее есть ответы на все вопросы, ну и какой смысл в разговорах тогда? |
|
Хочу услышать. |
|
Кто хочет услышать тот слушает, а не говорит, давай начнём хотя бы с этого. |
|
И поэтому всё время говоришь только ты. |
|
Замечательно. И ты после этого ещё спрашиваешь, почему я не хочу излагать своей версии? |
|
Ну мне твоя версия не понятна, потому и хочу. |
|
Тем более, что у меня и вовсе не было никакой «версии». Был только вопрос «не кажется ли тебе, что»? |
|
Когда вопрос задают таким образом, это значит, у вопрошающего есть, что сказать. |
|
Вот видишь. Тебе же уже заранее все ответы известны. Зачем тебе тогда слушать ещё что-то, если ты вообще ничего слушать не хочешь? |
Ну а вот откуда бы ребёнку знать про любовь, если папа с мамой его никогда не любили? |
|
А друг друга? |
|
Да, может быть, и вообще никого. |
Я постоянно задаю себе этот вопрос. |
|
Что за вопрос? |
|
Почему всё получилось именно так? |
|
И как ты на него отвечаешь? |
|
Не знаю. Никак не могу найти ответа. Как вообще всё это могло случиться? Почему? Как мы вообще пришли к тому, к чему пришли? |
|
А к чему мы пришли? |
|
Ты знаешь. |
|
Нет. |
|
Ой, хватит прикидываться, всё ты прекрасно знаешь. Сил никаких нет это слушать. |
|
Тогда зачем спрашиваешь? |
|
Вообще-то мне хочется, ну, не знаю. Сочувствия там. Понимания. Эмпатии. А не игр вот этих словесных никому не нужных. И без них, знаешь, тошно. |
|
Тошно. |
|
Да, тошно! Я вообще-то пытаюсь разобраться. Искренне пытаюсь понять, когда всё пошло туда, куда оно пошло. И был ли вообще момент, в который ещё можно было что-то изменить? Что-то сделать? |
|
А действительно ли нужно было что-то делать? |
|
Ну вот опять! Опять ты это начинаешь! Тебе же нравится, ну скажи? |
|
Нравится что? |
|
Выводить меня из себя! Доводить до белого каления! |
|
Так не выходи из себя! |
|
Знаешь что? А иди-ка ты в жопу. |
|
Не могу. |
|
И почему же это ты, интересно, не можешь? |
|
Да потому что сложно представить себе большую жопу, чем та, где мы. |
|
Где мы? |
საქმე არ არის |
საქმე არ არის |
Все посмотрели туда, откуда донёсся голос? |
|
Нет. Мы сидели под деревом на зелёной траве, а сумки лежали неподалёку, у кустов. |
|
Смеёшься надо мной? |
|
Это хорошо. Познакомимся друг с другом получше? |
|
Уже стемнело и на улицах зажглись огни. |
|
А чего так медленно? |
|
Ты давай не смейся надо мной! |
|
Это ещё почему? |
|
Постой. Где лицо? |
|
Украли у него они. |
|
Это случилось с ним из-за необдуманности. |
|
А мне так не кажется. |
|
Почему? Из-за чего? По какой причине? |
|
Мне. Так. Не. Кажется. |
|
Моё лицо. То, что было у меня прежде. |
|
Когда мы вернулись домой, было уже темно. |
|
А вот это правда. |
|
Но без меня. |
|
Смотри мне! |
|
Смотрю. Утонула она. |
|
И давно ты здесь отдыхаешь? |
|
Будь я без груза… висит на мне. За спиной, на спине. |
|
Кто мы? |
|
Я думаю, она курит. Мне так кажется. |
|
Ты мне и слова сказать не даёшь. Можно я тоже выскажусь? |
|
Они без меня и шагу не могут ступить. |
|
Лицо. Моё лицо. |
|
Что? |
|
То, что было у меня, прежде чем родиться. |
|
Но ведь скоро вернётся мама. |
|
Куда? |
|
Домой. Представляешь, возвращается она такая домой. А дома — нет. |
|
Вот она, наверное, удивится. |
Это ведь тебя не устраивало текущее положение вещей, так? |
|
Ну, не устраивало. Меня. Оно и сейчас не очень... |
Ну и что тобою делалось для того, чтобы его изменить? |
Много чего. |
|
Много чего, о да. Жалобы, нытьё, поиски виноватых да врагов… постоянные придирки, критика постоянная, требования, поливание говном всего и вся… |
|
Это не так. |
|
Нет? Не так? Говоришь, не так? |
|
Говорю. |
|
Для чего тогда, скажи, было ломать, то что хоть как-то, но работало? |
|
Да не работало оно! |
|
Для чего был весь этот ор, крики, скандалы, битвы какие-то бесконечные не понятно кого и не понятно с кем? Неужели нельзя было просто наслаждаться тем, что есть? |
|
Нельзя всё время довольствоваться тем, что есть. Это деградация. Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! Как ты не понимаешь? |
|
Я-то как раз хорошо понимаю. |
|
Нужно развиваться! Нужно расти! А если всё время сидеть на жопе... |
|
...будешь всё время сидеть на жопе и при этом требовать, чтобы остальные вокруг тебя прыгали. |
|
Я так делаю? |
|
Ты так делаешь. Всегда. Хочешь, чтобы другие суетились, плясали вокруг, развивались, росли, менялись и меняли тебе что-то, сегодня одно, завтра другое, и приносили всё это ко входу в твою комфортную норочку... |
|
Не правда! |
...в твою комфортную норочку, а ты, так и быть, будешь этим пользоваться, но только если все остальные всё правильно сделали, а иначе... |
Так вот как значит, да, я, по-твоему, себя веду. |
|
А вот то, что развитие надо прежде всего с себя начинать, а уже потом от других чего-то требовать — такая элементарная мысль в твои великие построения никогда не укладывалась. |
|
Я не вижу смысла дальше об этом говорить. |
|
«Не вижу смысла дальше об этом говорить» — конечно, потому что твой прекрасный слух мои гнилые речи не услаждают. |
|
Можно мне уже адвоката, а? |
|
Потому что кем-то только что проговаривалось желание услышать мою версию, готовность слушать и бла-бла-бла, а теперь, разумеется, выясняется, что хочется слушать только то, что хочется слышать, а то, что не хочется — нет. |
|
Да просто никому не хочется слушать помоев безосновательных в свой адрес! |
|
А что, по-твоему, не помои? Песенки о твоём величии и о том, какие вокруг все гондоны, ничего из себя не представляющие и тебя не ценящие? Это? |
|
Иди на хер. |
|
Ты спрашиваешь, в чём твоя вина? Упорно добиваешься от меня этого ответа? Так вот — говорю. В этом и есть твоя вина. Что вместо развития все твои силы ушли в бесконечное недовольство и нытьё по поводу несовершенства. Окружающего и окружающих. Ну вот, поздравляю, мироздание тебя услышало! Оно всегда слышит. Не нравится происходящее? Так вот вам другое — получите и распишитесь. И не хер жаловаться теперь и виноватых снова вокруг искать. Загляни лучше внутрь себя сперва. |
|
У меня только один вопрос по всему сказанному и не сказанному — тебе пальто белое твоё не жмёт нигде, часом? А? |
|
Со своим белым пальто я как-нибудь самостоятельно разберусь, спасибо. |
|
Мне уже понятно, что главное говно и причина всего плохого тут я, а ты — само совершенство во плоти. Но всё-таки. |
|
Есть, что сказать? |
|
Есть. |
|
Так говори. С удовольствием послушаю. Торопиться нам уже всё равно некуда. |
Я вот думаю... |
|
Что? |
|
Нельзя же ведь, наверное, всё время стремиться к тому, что не достижимо? К тому, чего не существует вовсе? |
|
Тут вообще есть как бы, что пообсуждать. С одной стороны вроде бы да, а с другой — может быть, только к тому что не достижимо и стоит стремиться? |
|
Почему? Потому что тогда гарантированно не проиграешь? |
|
Ну, не только. |
|
Почему ещё? Не будет разочарования и опустошенности от того, что цель достигнута? |
|
В том числе. Наверное. |
|
Но ведь это эскапизм. |
|
Поясни. |
|
Бояться достижения цели — что из страха проиграть, что из боязни почувствовать опустошенность потом… ну, это слабость. Или не слабость даже, как бы это лучше так… пусть, уязвимость. |
|
Вот так мне больше нравится, да. Слабость сама по себе не плоха ведь. |
|
Да и уязвимость тоже нет. Плохо, наверное, бояться признавать свою слабость или уязвимость, но мы же не об этом сейчас. |
|
Не об этом, да. |
|
Но просто бояться достижения цели — это всё равно, что вовсе не ставить себе никакой цели. |
|
А это плохо? |
|
Не то, чтоб плохо. Но это... мёртво. Без цели нет движения, а значит, нет и жизни. Жизнь это всегда движение: вперёд или назад, вверх или вниз — не суть. Намеренно лишать себя цели — это как добровольно умереть раньше времени. |
|
Но ведь просто идти от цели к цели это как-то… Ну я не знаю. Скучно? Глупо? |
|
Для кого-то да, для кого-то нет, тут вопрос в том, что для тебя главное. Можно ставить во главу угла цель, а можно — движение к ней. И тот и другой подход имеют равное право на жизнь, и в том, и в том есть свои плюсы и свои недостатки. |
|
Интересно. |
|
Грубо говоря, я думаю, что есть воины, а есть — путники. Для воина главное — это... |
|
Победа? |
|
Не обязательно именно победа. Скорее, битва. Не важен исход, важно именно сражение. Цель. В Вальгаллу попадают, как знаешь, с мечом в руках, независимо от того, кто победил или проиграл в битве. Но для воина главное — это цель, а дорога просто ведёт его от одной цели к следующей. |
|
Я понимаю, к чему ты. Для путника, получается, главное — сама дорога. |
|
Да, разумеется. |
|
Интересная мысль. |
|
Для воина важен прежде всего результат, для путника — процесс. Но у обоих есть и то, и другое, потому что без процесса не может быть результата, ну а без результата не будет и процесса. |
|
Ну да, ну да. |
|
Не важно, что там для тебя главное, процесс или результат — жизнь в любом случае представляет собой движение. От цели к цели. От результата к результату. |
|
Мне нравится эта твоя концепция, да. Есть над чем подумать, есть, наверное, с чем поспорить… но в целом... Красиво. |
|
Понятно, что это сильное упрощение картины, но как одна из схем... |
|
Имеет право на жизнь, вполне. Да. А мне вот интересно — себя ты, скорее, к кому причислишь? К воинам или к путникам? |
Так что? Нечего сказать, получается? |
|
Да не буду я ничего говорить. |
|
И почему же? |
|
Потому что сил больше нет твоё говно терпеть. |
|
Вот как? И что же ты с этим сделаешь? |
|
Да пожалуй… да. Я дам тебе в морду. Просто дам тебе в морду и всё на этом. |
|
Отличная мысль. Свежая. Ну что ж, валяй. Очень интересно посмотреть на то, как ты будешь это делать. |
სახე არ არის |
Понимаешь, любовь — это даже не что-то сродни инстинкту. Маленькому ребёнку ничего не надо про любовь объяснять. Он знает о ней имманентно, даже если не встречался с ней никогда. Он всё равно внутренне стремится к ней и всегда будет стремиться. |
|
А есть ли смысл всё время стремиться к тому, что не достижимо? |
|
Не знаю. Может быть, мы просто так устроены. Всё время рвёмся к горизонту, но никогда не сумеем стать к нему ближе, ведь чем быстрее мы к нему мчимся, тем быстрее он удаляется от нас. Но вдруг? |
|
Вдруг однажды горизонт передумает? |
|
Или всё-таки получится совершить то, что кажется невозможным. Знаешь, иногда мне кажется, что мой дом там. Где-то там, за горизонтом. И вот я стремлюсь туда, что есть сил, но не нахожу ничего, и, совершив круг, возвращаюсь к тому же самому месту, с которого всё началось. И чем быстрее я мчусь, тем быстрее возвращаюсь обратно. Иногда мне кажется, что я просто не очень-то хочу возвращаться, потому что мой дом — очень страшное место. Но что если всё не так? Что если мой дом — это любовь? И я просто стремлюсь вернуться в любовь? В ту любовь, которой у меня, может быть, никогда и не было? |
Мы пьём не потому, что тянемся к веселью, |
|
А чтобы напиться? |
|
И не разнузданность себе мы ставим целью. |
|
А напиться. |
|
Мы от самих
себя хотим на миг уйти |
Куда? |
Хорошо. И что? |
|
Омар Хайям. |
|
Отвечает на твой вопрос. |
Я в курсе. |
Ну, мне вообще-то от тебя хотелось ответа, а не от Хайяма. Тем более, это, скорее всего, никакой и не Хайям вовсе, потому что тоже само по себе большой вопрос. |
|
То есть что? Это что значит твоё «не Хайям»? |
|
Моё «не Хайям» значит, что авторство этих стихов весьма спорно. Омар Хайям при жизни был вообще известен как математик там, астроном, философ, а вот что он рубаи писал — так современники за то почему-то особо не в курсе были. А вот как помер, так стихи и начали откуда-то появляться, причём с каждым веком всё больше и больше. |
|
А, понимаю. Всего Шекспира, значит, написали студенты саратовского факультета романо-германской филологии, а из тебя бы вышел идеальный эталон душнилы для палаты мер и весов. Ну пусть не Омар, что это меняет? |
|
Да всё это меняет. Это вообще могли европейцы-переводчики сочинить. По образцам суфийской поэзии. |
|
А чё, европейцы-переводчики не люди? |
|
Они-то, безусловно люди, только вот суть-то в том, что никакого вина суфийская поэзия не восхваляла. |
|
А вот тут ты ошибаешься. |
|
Опять ультимативное мнение с плеча? Тебе кажется. Если читаешь суфия и где-то что-то видишь про вино, то знай — это не про вино. |
|
И про что же? |
|
«Воистину, Всемогущий Господь имеет вино для Своих друзей; и оно таково, что когда они пьют его, оно пьянит их; опьянённые, они радуются; возрадовавшись, они расслабляются; расслабившись, они смягчаются; смягчившись, они очищаются; очистившись, они достигают; достигнув, они воссоединяются с божественным; воссоединившись, они теряют различия со своей Возлюбленной». |
|
Что? |
|
Говоря о вине или опьянении, суфий подразумевает целый ворох смыслов. Это и символ непроявленного мира, и прямое переживание высшей реальности, и экстатическое слияние с Божественным абсолютом… Вся суфийская поэзия, да и образность, строится на таких вот инвертированных метафорах. |
|
Что за фигня. |
|
Это не фигня, это довольно известный факт. |
|
«Даже гору
напоишь, запляшет она, Это что, про божественный абсолют или может тоже переводчики придумали? |
|
Может и переводчики. А может и про абсолют. |
|
Мне кажется, это какое-то из пальца высосанное объяснение, ты уж меня прости. |
|
Нет, слушай, а вот как ты это себе представляешь вообще? Сидит такой посреди средневекового исламского халифата, значит, поэт отмороженный во всю башню и ну себе херачит стишки о том, как ему зашибись бухать и давайте, мол, бухать вместе? Чё, правда? Ты представляешь, что бы там с ним за такое сделали? |
|
Ну не сделали же ведь. |
|
Да потому и не сделали, что не было там никакой «пропаганды»! Ни пьянства, ни разврата — а там, между прочим, постоянно ещё какие-нибудь прекрасные возлюбленные девы всплывали, да и юношам могло запросто достаться, никаких проблем. И это не от вольности нравов, вдуматься если, какая уж там «вольность», полная «у нас тут не гейропа» как сейчас бы сказали. Просто с точки зрения такой образности вообще никакой разницы — возлюбленная там у тебя в тексте или возлюбленный. Ведь оно ж не про секс ни разу. |
|
Да ну? |
|
Ну да. И всем современникам это было, в общем-то, очевидно, поэтому каких-то особых проблем с законом на этот счёт у поэтов, как правило, не возникало. Ну на совсем упоротых догматиков, конечно, всегда напороться можно было, но тут уж... |
|
Короче, мне кажется, эти твои поэты очень удобную для себя отмазку нашли. |
|
Вот и европейским твоим переводчикам похоже так казалось, поэтому они изрядную часть образности с переводом и похерили. Для них сама мысль о том, что Бога можно описать какой-то развратной метафорой, была непредставимой. Поэтому и читали всё напрямую. Бухло — значит про бухло. Обнаженная нога прекрасной девы — ну, значит, трахаться сейчас будут. А если мальчик молодой с листа подмигнул, так чё тут думать, автор — пидор. И педофил, чтоб два раза не вставать. Вот уж велика задача. |
|
Ловко ты их всех на чистую воду выводишь, а. Тебя послушать, они все там идиотами в своей Европе что ли были? |
|
Я утрирую, конечно, и сильно. Но в сущности надо признать — большая часть глубины и сложности персидско-арабской поэзии в европейской интерпретации была просрана. Факт. |
|
Конструкт мне твой понятен, короче. Видишь в тексте любую похабщину — это не похабщина, а исполненная высочайшего смысла метафора! Бухают — Символ! Бабу хочут — Образ, нет, даже не так. ОБРАЗ! А уже коль два мужика в жопы... |
|
Слушай, да что ж тебе жопы-то мужские так покоя не дают, объясни уже. При любом удобном случае и без про них вспоминаешь. |
|
Поэзия навеяла. |
|
Тебя это триггерит? |
|
Нет. |
|
Ладно. |
Я всё-таки думаю, у него есть какой-то план. |
|
Да нету у него никакого плана. |
|
То есть ты думаешь, он вернулся просто так? |
|
Я думаю, что он просто бездомный безликий бездельник. |
|
Напрасно так говоришь. Почему его тогда все так боятся? |
|
Людям нужно кого-нибудь бояться. |
|
Прям пугают им... |
|
Ну людям нужен кто-то, кем можно пугать других. |
|
Зачем? |
|
Удобно. С себя можно ответственность за происходящее снять, например. |
|
Но при этом ведь очень многие ему верят. |
|
Правильно. Людям нужно кому-то верить. |
|
Но ты — нет. |
|
Нет. Я давно уже не верю. Ни во что и никому. Мне оно всё как-то без надобности. |
|
Получается, ты осуждаешь? |
|
Кого? |
|
Людей? |
|
Конечно нет. Кто я, чтобы судить людей? |
|
А его? |
|
Осуждаю? Нет. Разумеется, нет. |
|
Но и не поддерживаешь. |
|
Просто я не думаю, что с его возвращением что-то принципиально изменится. Да и не верю, что есть какой-то план. |
|
Ну всё-таки, не мог же он вернуться просто так, ни на что не рассчитывая? В чём смысл? |
|
Сомневаюсь, что в этом мире есть хоть что-то, на что можно рассчитывать. А планы… они только в головах людей, но сама реальность редко подчиняется хоть каким-то планам. Вот тебе и весь смысл. Придумать-то можно всё, что угодно. Но верить в то, что от этого реальность начнёт плясать под твои хотелки… нет, это без меня. |
|
Это какой-то очень уж пессимистический взгляд на вещи. |
|
Какой есть. Но мне лично кажется, что это не пессимизм, а реализм. |
|
Тогда я вообще за авангардизм. |
|
Это как? Ну, применительно к данной ситуации. |
|
Ну, применительно к ситуации я считаю, что мир такой, каким мы его хотим видеть. Мы — сами художники своего мира и пишем его. Каким нарисуем, таким он и будет. |
|
Ну так я о чём? Вот тебе и причина, пожалуйста. Стоило из-за этого в драку лезть, а? |
|
Погоди. К этому мы ещё вернёмся. А пока ответь мне на один вопрос. |
|
Валяй. |
|
То есть в итоге ты всё-таки правда думаешь, что он это просто так? Просто так рискнул всем и вернулся туда, где его ничего хорошего не ждёт? Без плана? Без замысла? Без какой-либо внятной цели? Он что, по-твоему, совсем идиот? |
|
Никто никогда не возвращается с какой-то внятной целью. Мне кажется, мы всегда возвращаемся просто так. Просто потому, что очень хотим вернуться. Хотя возвращаться нам всем, в сущности, некуда. |
|
Некуда? |
|
Мы очень хотим вернуться. Вернуться домой. Но возвращаться — некуда. Потому что никакого дома — нет. |
Где я? Где то место, в котором мне хотелось бы очутиться? |
|
Каким было моё лицо до моего рождения? Лицо. Первоначальное лицо. То самое, что было у меня прежде. Прежде чем появиться на свет. Каким было моё первоначальное лицо прежде моего рождения? |
Кто я? |
Кто мы? |
სახლი არ არის |
Сначала у нас есть иллюзия контроля. Нам кажется, что мы полностью управляем всем происходящим и в любой момент можем повернуть всё так, как захочется. Остановиться или продолжать дальше — нам кажется, что это полностью наш выбор и больше ничей. |
|
Разумеется. А чей ещё? |
|
Ну до тех пор, пока мы полагаем, что он наш — вариантов немного. Это, знаешь, как из тонущей машины шансов выбраться мало, потому что разница давлений и двери под водой открыть невозможно. Говорят, нужно дождаться, пока салон водой полностью зальёт, давление сравняется, главное — дожить до этого момента. |
|
По-моему, вот сейчас уже самое время. |
|
На самом деле, выбор мы делаем ещё тогда, когда решаем сунуться ли в реку не зная брода. Но если уж начали тонуть — лучше признать, что мы именно тонем, а не просто машина в грязи буксанула на минуточку. А ещё лучше — коли уж лезешь в реку, так держи в своей башке факт, что можешь в ней утонуть. |
|
И как тебе это поможет? |
|
Например, можно заранее открыть окно. И не придётся потом стекло ногой вышибать или ждать, молясь чтобы в лёгких воздуха хватило, пока тебя с головой зальёт. |
|
Не вижу тут какой-то особой проблемы — открыть окно заранее. |
|
«Да тут мелко, не ссы, поехали» — хрен ведь кто признает, что утонуть может. И что тонет — тоже. Начинают двери дёргать, когда уже поздно, когда вода уже в люки сверху льётся. Потому что поначалу у нас есть полная иллюзия контроля. Нам кажется, что мы полностью управляем всем происходящим. Потом нам кажется, что мы просто немного увлеклись и в любой момент можем остановиться. Можем, просто пока не хотим. Потом мы ищем оправдания. Где-то внутри себя мы уже понимаем, что что-то пошло не по плану, но нам всё ещё кажется — будет шанс всё исправить. Когда-нибудь потом, не сейчас, ведь сейчас у нас есть причина делать так, как делали всегда. Потом мы начинаем винить других. А потом — всё. Нам пятьдесят, дверь не открывается, вода хлещет в салон, и мы тонем. Нам пятьдесят и мы — безнадёжно обоссавшиеся в штаны алкоголики. Весь потенциал пропит, таланты просраны, а надежды продрочены. И нет того будущего, о котором мы мечтали. Потому что никакого будущего теперь вообще нет, есть только настоящее. Где никто нас больше не любит, и никому мы не нужны — даже бывшим событульникам. Наши речи бессвязны, наше дыхание зловонно, мы гоним пургу, а друзья и близкие отворачиваются от нас и морщатся при одном упоминании нашего имени. Все вокруг жалеют, но не тех, кем мы стали, а тех, кем мы были когда-то — безнадёжно и забыто давно, прежде чем сунуться в эту реку. Мы тонем. Беспробудно, окончательно. Теперь уже навсегда. Вода хлещет в салон, двери не открываются, воздух кончается — и вот мы уже умираем под каким-то обоссанным забором. Когда-то такие все из себя талантливые и красивые, а теперь грязные, спившиеся, всеми забытые и никому не нужные. А ведь всё, что было нужно сделать — просто приоткрыть окно. Ну или поискать другую переправу. |
|
А, теперь я понимаю, к чему был весь этот спич. Только вот знаешь что? |
|
Что? |
|
Вообще-то, прибереги свои проповеди для иной какой-нибудь паствы. Потому что я — не пью. |
|
Неожиданно. |
|
Я никогда не пью. |
|
А почему, если не секрет? |
|
Выпьешь чашу — и вся твоя сущность видна. |
|
Я, наверное, не совсем... |
|
А что тут понимать? Я не пью, чтобы не дать ни единого шанса проявиться своему лицу. |
|
Какому ещё лицу? |
|
На самом деле это не настоящее моё лицо. Совсем не то, что было у меня при рождении или до него. Но оно только и ждёт хотя бы малейшего шанса проявиться на свет. Даже самого малого, поверь, не упустит. И если я не хочу... |
|
Да что это за лицо ещё такое? |
საქმე არ არის |
საქმე არ არის |
Царь такой художник одноглазый. |
|
Всё равно. |
|
Искал он причину наказать. |
|
Чтобы наказать. |
|
Раз однажды наказал он, нарисуй, мол, меня. Так поступил он. |
|
Ну так пусть сам и поищет. |
|
Ищу, говорит, но не могу найти. |
|
Спроси? |
|
Мне трудно слушать. |
|
Опять. |
|
Двуглазый, с обоими глазами убьёт он меня. |
|
С обоями-глазами? |
|
Да. Нет. Стой. Блин, ты что, смеёшься надо мной? |
|
Здравствуй водка — прощай разум? |
|
Ты давай не смейся надо мной! Опять. |
|
Есть ищущие путь, не ведающие своего подлинного лика, ведь они считают истинным лишь свой собственный ум. |
|
Это слишком подлое объяснение. |
|
Подлое? |
|
Не подлое, то есть. Простое. |
|
Хорошо. Он больше не достоин пить вино. |
|
Пьют ведь не для того, чтобы напиться. |
|
Где. Твой. |
|
Он уже вышел. |
Брат. |
Когда? |
|
Откуда у меня взяться брату? |
|
Я не знаю. |
|
Откуда бы у меня вообще |
Я не знаю. |
Я не знаю. |
|
Нет у меня никакого брата. И никогда не было. |
|
Я знаю. |
|
Зачем спрашиваешь тогда? |
|
Просто. Просто не хотелось, чтобы разговор вдруг закончился. Страшно сделать паузу. Кажется… Кажется стоит только наступить тишине — закончится и всё остальное тоже. Не только разговор. Вообще всё, понимаешь? |
|
Всё? |
|
Остальное. |
|
Как только возникает тишина — исчезает всё остальное. |
Да. |
Вроде того. |
|
Хм. А может быть, действительно исчезает? |
|
Может быть. |
|
Но ведь затем появляется снова? |
|
Может быть. Не хочется проверять. Как узнать? А вдруг не появляется? Вдруг не появится? Что если за какой-то репликой не наступит уже ничего, кроме тишины? |
|
Ну и что тогда? |
|
И ничего тогда. |
|
И всё тогда. Тебя это пугает? |
|
Что. |
|
Всё. |
|
Что? |
|
Ничего. |
|
Не знаю. Наверное. Я не знаю. Вот твой брат… он боится? |
|
У меня нет брата. |
|
Именно. |
|
Боится ли мой брат, которого не существует, того, что он не существует? |
|
Да. |
|
Некому ведь бояться. |
|
А откуда знать? Откуда тебе знать? |
|
Боюсь, я тебя не понимаю. |
|
Давай предположим. Ну вот что если не-существование — и есть страх. И ничего. Ничего, кроме страха. |
|
Так можно про что угодно... |
Что если за пределами существования вообще ничего нет. Кроме страха. И всё несуществующее боится своего не существования? |
К тому же, это ведь какая-то бесконечность. Тупая бессмысленная бесконечность. |
|
Да. |
|
Несуществующее ведь бесконечно. Совершенно бесконечно. Гораздо намного более бесконечно, чем существующее. |
|
Да, именно. Дурная бесконечность, в которой нет ничего. Вообще ничего, кроме страха. Кроме страха «ничего». Бесконечного, безвременного страха. |
|
Перестань. Так можно про что ведь угодно сказать. |
|
Ну так и скажи, кто ж тебе не даёт? |
|
Да мне ведь и не хотелось говорить! Это ж тебе страшно, что вдруг за какой-то репликой не наступит уже ничего, кроме тишины. И потом, это ведь вообще бессмыслица. Так можно очень далеко зайти. Но так ни к чему и не прийти. |
|
По-моему, мы с тобой и так уже далеко зашли, никуда не придя при этом. Сложно вообще себе представить большее «далеко», чем мы с тобой уже есть. |
|
Вот видишь? |
|
Что? |
|
Мы с тобой уже есть. |
|
И? |
|
Это — главное в твоей фразе. Мы уже есть. |
|
Или ещё? |
|
Ты знаешь, в сущности это, наверное, означает одно и то же. То же самое. |
|
Получается, ты тоже этого боишься, да? |
|
Чего. |
|
Ничего. |
|
Чего?! |
|
Тишины. Того, что за очередной репликой однажды не окажется следующей. |
|
А. Да нет, наверное. Не очень. |
|
Почему? |
Грязь. Вот что это за лицо. Всего лишь грязь, и ничего более. И иногда я думаю. А что если ничего другого никогда и не было? Кто я? Что если и не было у меня никогда никакого другого лица? |
სახე არ არის |
|
სახლი არ არის |
Интересно? |
|
Очень. |
|
Сомневаешься во мне? |
|
Ну так ты не говори, а попробуй сделать. Хоть раз попробуй и сделай. |
|
То есть ты всё-таки полагаешь, что у меня ничего не получится. |
|
Опять слова. Слова, слова, слова. Действия — ноль. Ну разумеется, у тебя ничего не получится. |
|
Почему ты так думаешь? |
|
Потому что нет у тебя рук, да и лица, по которому ты собираешься ударить, тоже нет. |
|
Ошибаешься. Лица здесь нет у меня. |
|
Нет здесь ни у кого и ничего. Ни лица, ни рук, ни дома, ни места, ни дела… Только лишь слова, слова, слова… бесконечная паутина слов. Тебе никак не дотянуться до меня. Ты до меня никогда не достанешь. |
Почему? |
|
Потому что даже если не будет слов, я — останусь. Я-то всё равно останусь. |
|
Может быть, нет. Мне порой кажется, что наш мир состоит из слов. Из одних лишь слов, и ничего, кроме них, в нём как бы больше и нет. Мир — это текст. Просто текст, и ничего более. А когда кончатся слова, то ничего больше и не будет. Когда кончится текст — кончится мир. |
|
А, здравствуйте, Жак Деррида, а то чего-то вас в этом гриме и не признать. |
|
Ну правда. |
|
Что — правда? Правда за пределами слов. За пределами текста — смысл. |
|
Смысл — это тоже всего лишь слово. Текст. Поэтому смысл может быть только в самом тексте. |
|
Да нет в этом тексте никакого смысла, и быть не может. Словами и текстом смысла не передать. Смысл всегда лежит за их пределами. |
|
Ты говоришь одно, я говорю другое, но сам наш спор о смысле — это тоже всего лишь текст. |
|
Нет никакого спора, нет никакого смысла и нет никакого текста. Есть ты. Есть я. Так что текст может заканчиваться в любой момент и столько раз, сколько ему приспичит. А смысл останется. Мы останемся. |
|
Откуда такая уверенность? |
|
Потому что мы — это главное. Наша суть, а не те слова, которыми она выражается. |
|
Нет никакой сути, если её нельзя выразить словами. |
|
Да суть вообще словами не выражается! |
|
Тогда её нет. |
|
Ты хоть где-нибудь в тексте видишь хоть слово о моей или твоей сути? |
|
Нет. |
|
Но мы есть? |
|
Об этом можно поспорить. |
|
Но это тоже будут только слова. |
|
Да, вот именно. Слова, слова, слова. И ничего, кроме слов. |
|
Но кто это говорит? |
|
Что? |
|
Слова. Если есть слова, значит есть и тот, кто их говорит? Кто их говорит? |
|
Ты. |
|
И ты. |
Жил себе был, значит, царь. Бездельник такой одноглазый. |
|
Чего у него не было? |
|
Гла́за. |
|
Лица? |
|
Нет, вот лицо у него как раз было, хоть и страшное. А вот гла́за — нет. |
|
А дом у него был? |
|
Был, конечно. Разве бывают на свете бездомные цари? |
|
На свете всё бывает. А дело, дело-то у него было? |
|
Ну конечно, было. Он же был царь, вот и царствовал. Наверное. |
|
Ну вот, а говоришь, «бездельник». Так чего у него там не было? |
|
Гла́за. Всего лишь гла́за. |
|
А почему у него не было гла́за? |
|
Ну откуда я знаю? Может, потерял где-то, а может, украли. Не было и не было. Какая разница? |
|
Ладно. Будем считать, что это случилось с ним из-за необдуманности. |
|
Да перестань уже меня сбивать. |
|
Хорошо. |
|
И был в его царстве один художник. Не то, чтоб прям шибко популярный, но такой… широко известный в узких кругах. |
|
И чего у него не было? |
|
Да всё у него было. Кроме разве что денег может быть, но это не точно. |
|
Но руки и глаза у него были. |
|
И руки, и глаза, и лицо. Это совершенно точно. Так вот, маялся однажды царь от безделья, и решил этого художника наказать. |
|
Для чего? |
|
Да чтобы наказать. Потому что вечно эти художники чёта больно до хрена о себе думают. |
|
Веская причина. Не поспоришь. |
|
Призвал он тогда к себе этого художника и наказал ему, значит: нарисуй, мол, меня. Так поступил он. |
|
А что художник? |
|
Ну художник такой: а сроки, мол? Сроки-то какие? |
|
А царь? |
|
А царь такой: да ты охренел, что ли, в конец, какие тебе ещё сроки? Вот тебе стул, вот тебе холст. |
|
А краски? |
|
И краски вот на тебе, и кисти. Садись, мол, тут рисуй, и повыёбывайся мне ещё, ага. Пока не нарисуешь — из-за стола не выйдешь. Так поступил он. |
|
Ситуация, однако. |
|
Ну, вообще попадос. И всем вокруг понятно, что попадос. Художник такой думает: ну я попал. Нарисую с двумя глазами — убьёт он меня, что не правда. С одним глазом нарисую — убьёт, за то что уродом изобразил. Напишу как авангардист: вообще разорётся. Скажет, мол, что это за говно? Где лицо, скажет, это что, лицо у меня? Да мой внук и то лучше нарисует! Как ты можешь так писать, совесть у тебя есть вообще? Мужик ты или педераст проклятый? |
|
А царь что думает? |
|
А царь думает: ну ты попал, мужик. Как хочешь пиши, чё хочешь делай, а один фиг найду ведь, до чего докопаться. Хоть с двумя глазами пиши, хоть с одним, хоть без глаз вовсе, да хоть на охоте в оленя целящимся — по-любому, конец тебе пришёл. А если абстракцию вздумаешь намалевать, педераст проклятый, так и вовсе шваброй в жопу выебу и не посмотрю там на твою широкую известность в узких кругах. |
|
И что художник? Сел рисовать? |
|
Ну а куда деваться-то? Сел, конечно. |
|
И чем всё закончилось? |
|
Да ясно чем. |
|
Убил его царь? |
|
Нет. Отпросился в туалет и свалил через окно навсегда. И больше в то царство никогда не возвращался, на хрен оно бы ему нужно. |
|
Кто, художник? |
|
Почему — художник? Царь, разумеется. Кто ж художника в туалет-то выпустит, чай не идиоты. Ясен же пень, что свалит через окно навсегда и никогда больше в это царство не вернётся, на хрен оно бы ему нужно? |
|
И что? |
|
И всё. |
|
А с художником-то что стало? |
|
Да ничего с ним не стало. Что вообще может стать с художником? Так и пишет сидит до сих пор, царь-то блуждает где-то, возвращаться домой не думает. На хрен оно бы ему нужно. |
Так вот, я думаю, нельзя же ведь, наверное, всё время стремиться к тому, что не достижимо? |
|
Мы, наверное, так устроены, что всё время стремимся к чему-то невозможному. Недостижимому. К вечно ускользающему и неуловимому. |
|
Типа: разве может обрести дом тот, у кого нет дома? |
|
Разве может обрести лицо тот, у кого нет лица? |
|
Нет никаких сомнений ни в том, ни в другом. |
|
Вообще для таких специальные слова придуманы в языке. Мечтатели. Бездельники. Клоуны. |
|
Да ну, ерунда какая. Какой-то это всё мазосарказм с твоей стороны. Может быть всё проще? |
|
Может быть. |
|
Всегда есть какая-то цель. Нельзя вернуться просто так. |
|
Вернуться вообще нельзя. |
|
Кто тебе такое сказал? Разумеется, можно. Откуда вообще эта мысль, что время течёт только в одном направлении? |
|
А куда оно течёт? |
|
Да может быть, оно вообще не течёт. |
|
Если представлять время как реку. Но что если время — это океан? |
|
Если честно, я пока не знаю, что сказать. Меня эта мысль на самом деле ошарашила. |
|
Куда течёт океан? |
|
Ну, есть например Гольфстрим… |
|
Это течение в океане. Но не сам океан. |
|
Там глубоко. Неожиданно глубоко. |
|
Так может быть, тебе стоит поставить твой вопрос иначе. Не «куда возвращаться», а «зачем»? |
|
«Зачем»? |
|
Может быть, твой дом — это вообще не место. |
|
У меня нет дома. |
|
А у меня — лица. Но что, если ты скучаешь по состоянию? Просто по состоянию, когда всё было хорошо, спокойно и безмятежно. Вокруг тебя — родители, и тебе не надо ничего решать, взрослые всё решат за тебя, как иначе? И тебя любят. Мама с папой тебя любят и всегда любили, разве не так? |
|
Возможно. Там глубоко. |
|
А теперь взрослые — это мы. Никто не придёт, ничего не решит за нас, и некому больше нас полюбить. Не «за что-то», а априорно, просто так, по факту самого нашего существования. И кажется, что этого состояния уже никогда не вернуть, потому что время — это река, и вернуться никуда нельзя. Просто-напросто некуда уже возвращаться. |
|
Так глубоко. И только волны всё бьются, бьются и бьются о берег одинокого туманного острова. |
|
Что если время — это океан? |
|
Бьются и бьются. И любовь есть всегда. Безусловная и абсолютная? |
|
Так может быть не надо больше никуда стремиться? |
|
В смысле? |
|
Что если не надо искать лицо, потому что никто и никогда никакого лица не терял? Что если некуда возвращаться, потому что мы уже — дома? Что если никто из нас никогда этого дома не покидал? |
|
И мы — есть. |
Мы — есть. |
Вот я думаю. |
|
Что? |
|
Зачем же он всё-таки вернулся? |
|
Кто? |
Иногда мне кажется, что мой дом где-то там, далеко внизу, за горизонтом. И я стремлюсь туда, что есть сил, но не нахожу его, и, совершив круг, возвращаюсь к тому же самому месту, с которого всё началось. Но время уже другое. И мы — другие. И место — не то же самое. Иногда мне кажется, что никакого дома нет. Вовсе нет и никогда не было. Иногда мне кажется, что и я не хочу никуда возвращаться, потому что мой дом — очень страшное место. А иногда не кажется. Ты спрашиваешь, путники мы или воины? Иногда я думаю, что мы не те, и не другие. А иногда — не думаю. А вдруг мы всего лишь дети? Слушай. Мы — дети, потерявшиеся в лесу. В лесу, кажущемся нам огромным и страшным. Потеряли тропу и не знаем, куда двигаться дальше. Мы всё кричим, кричим и кричим от страха, и пугаемся от этого ещё сильнее, и эхо наших голосов разносится по лесу всё дальше, дальше и дальше, изменяясь в конце концов до неузнаваемости, и вот мы теряемся ещё больше; мы тонем в хоре собственных голосов и их гротескных, неузнаваемых отражений. Но ведь мы и понятия не имеем, что бескрайний наш лес — всего лишь крохотная рощица на огромных просторах мира? И вся его необозримость, вся его бескрайность — лишь следствие нашего воображения? Следствие нашего отсутствия опыта. Пройди ещё немного — выйдешь к обрыву. И увидишь бескрайнюю, по-настоящему бескрайнюю зелёную равнину, что расстилается до самого горизонта и теряется где-то там, в далёкой синеватой дымке, а над дымкой — белоснежные вершины устремляющихся к небу гор. А за небом — космос. Оглянись назад. И вот ты говоришь. Может быть дом — это не место, а состояние. Ты говоришь, может быть важно вернуться не куда-то, а зачем-то. Ты говоришь, что может быть время это не река, а океан. А может быть, вообще не это. Может быть, важно не «зачем» и не «куда». Может быть, самое важное, это вопрос — а кто, собственно, вернулся. Говорят, что луна — это просто-напросто огромный комок застывшей в безграничном холодном космосе слипшейся пыли. Но ведь никто и никогда не скажет, что пыль — это рассыпавшаяся на составляющие луна? |
|
Да какое это имеет значение. Для тебя правда так важно, кто и что скажет? Ну, например, все мы были когда-то звёздами. Абсолютно все и всё сделано из звёзд. А это значит, что мы и есть звёзды. Мы были и будем всегда. |
|
А Бог есть любовь? |
|
Всё есть любовь. |
|
И всё из этой любви сделано. Так какая... |
|
Так какая вообще разница, наступит ли за очередной репликой хоть что-то, кроме тишины? |
|
И как всегда найдётся кто-то, кто думает, что вот сейчас-то ему точно всё объяснят. |
|
Что весь смысл этого сложного, огромного мира вокруг нас сейчас раболепно разденется и послушно ляжет к его ногам. |
|
Что паззл сложится воедино и сквозь пыльное стекло образов и смыслов проступит наконец тот, единственно верный и предназначенный специально для него. |
|
Ну или хотя бы придёт кто-то умный и объяснит ему, как же это всё тут на самом деле устроено. |
|
Потому что ну как иначе? Всегда и обязательно всё должно быть понятно. Ну хотя бы чуть-чуть. |
|
Но разве мир обещал хоть кому-то быть понятным? |
|
Разве мир хоть кому-нибудь что-нибудь обещал? |
|
Никто не придёт. |
|
И ясно не станет. |
|
Мы приходим в этот мир нагими и нагими из этого мира уходим. |
|
Снова приходим, и снова уходим, возвращаемся и уходим опять, так и не успевая толком понять чем же было всё то, что только что с нами произошло. |
|
И в конце нас не ждёт ни точки, ни объяснения. |
|
И анонса о том, что же вообще нас ждёт, перед началом тоже не будет. |
|
Никто не расскажет что же это всё, собственно, было. |
|
Нет никакого начала и нет никакого конца. Мы приходим в этот мир нагими. |
|
И нагими из него уходим. |
|
Приходим и уходим. |
|
Приходим и уходим. Возвращаемся, возвращаемся и возвращаемся. |
|
И нет ничего, что хотя бы раз можно было бы забрать с собой. |
|
Кроме восторга. |
|
Кроме восторга от того, как же всё-таки сложно и красиво устроен этот непостижимый мир, вихрем пронёсшийся перед нашим взглядом. |
|
Мир волшебен, прекрасен и полон чудес. И совершенно никому не обязан быть понятным. |
|
Хотя обязательно ведь найдётся кто-нибудь, кто из всего этого многообразия запомнит лишь трахающихся в жопы мужиков. |
|
Но волны всё бьются, бьются, бьются и бьются о берег, и всё, что есть у нас — череда мгновений, связанных лишь тем, что в каждом из них присутствует память о предыдущем. |
|
И красота. |
|
И любовь. |
|
Это всё. |
|
Так что, если за очередной репликой не наступит уже ничего, кроме тишины? |