THEATRE IMENIBALETAАлександр Диденко

Скачать pdf

Большая перемена

Абсолютно тёмное пространство, разрезаемое только одним очень ярким, но очень узким лучом. Не видно ничего, кроме смутных очертаний женской фигуры. Девушка сидит, неотрывно вглядываясь в источник света. Долгая тишина, нарушаемая лишь редким мерным гулким капанием воды.

ДЕВУШКА. Ну и что?

Тишина. Капает вода.

ДЕВУШКА. И что теперь?

Кап.

ДЕВУШКА. Ну вот она я здесь, и что? Что ты теперь будешь делать? Думаешь, я в твоей власти? Думаешь, можно вот так просто запереть меня здесь и всё? Все проблемы теперь решены, да?

Кап.

ДЕВУШКА. Думаешь, так это всё устроено?

Тишина. Девушка долго молчит, затем встает и начинает медленно ходить по пространству, изредка появляясь в луче света. В тишине эхо её шагов гулко отдается по всему помещению.

ДЕВУШКА. Ты правда думаешь, это всё игра такая, да? Где есть победитель, есть проигравший, и можно так просто взять — хоп! — и одним ходом добиться своего?

Тишина.

ДЕВУШКА. Как такое вообще могло прийти тебе в голову, а?

Тишина.

ДЕВУШКА. Думаешь, тебе это всё с рук сойдёт?

Тишина.

ДЕВУШКА. Думаешь, я теперь твоя, да? Вот так просто?

Тишина.

ДЕВУШКА. Я не понимаю, на что ты рассчитываешь вообще. Что я по-твоему должна к тебе испытывать? Благодарность? Уважение? Или, может быть, любовь?

Тишина.

ДЕВУШКА. Нет, ты что, на полном серьёзе думаешь, что можно вот так, силой, взять и добиться чьей-то любви?

Тишина.

ДЕВУШКА. Да что ты вообще об этом знаешь. Да кто ты мне вообще? Чего ты хочешь? Чего ты от меня вообще хочешь?

Кап.

ДЕВУШКА. Слушай, да ты ведь даже и не знаешь меня толком. Тебе же плевать. На меня и на всех. Я ведь никогда не была тебе интересна по-настоящему, ты ничего обо мне не знаешь! Никогда тебя ничто не интересовало кроме тебя, так ведь? Плевать же тебе, что я чувствую, чего я на самом деле хочу? Тебе ведь всегда было интересно лишь то, чего хочешь ты?

Кап.

ДЕВУШКА. Так зачем тебе вообще нужна я?

Несколько ударов капель.

ДЕВУШКА. А?

Несколько ударов капель.

ДЕВУШКА (встает в луч света, максимально близко к его источнику, пристально смотрит на него). Эй! Эй ты, там! Слышишь ты вообще меня? Я с кем тут разговариваю?

Короткий дробный всплеск — словно небольшая струйка воды разбивается о какую-то поверхность. Девушка вглядывается в источник света, затем отходит и снова начинает ходить по пространству. Шаги её постепенно ускоряются, в какой-то момент становятся очень быстрыми. Затем девушка останавливается. Слышны звуки ударов — девушка молотит обо что-то руками.

ДЕВУШКА. Эй! Эй! Прекрати это, слышишь? Перестань! Выпусти меня отсюда! Я знаю, ты там! Я знаю, ты слышишь меня! Сейчас же приди и выпусти меня!

Тишина. Девушка опускается на пол и долго сидит без движения. Затем начинает плакать. Постепенно всхлипывания её смолкают и вновь наступает тишина.

ДЕВУШКА. И маршем пройдет воинство его по землям людским, пересекая времена и пространства. Через горы, реки и долины, через города и крепости, через топкие болота и безводные пустыни, сметая всё на своём пути, сокрушая врагов моих и повергая в трепет обывателей, что оставались безучастными к горю моему... И тогда взойдет солнце, и вспыхнут красной кровью золотые пески, что разделяли нас, и рассыплются ржавчиной цепи мои, и рухнут навсегда стены тюрьмы моей, и я буду свободна… я снова буду свободна.

Тишина.

ДЕВУШКА. Так явись же ко мне, о принц света! Освободи деву из темницы её.

Тишина.

ДЕВУШКА. Нет?

Тишина.

ДЕВУШКА. Нет.

Тишина. Девушка сидит неподвижно. Снова начинает капать вода. Звуки капель становятся всё чаще и громче, а затем превращаются в ливень. Где-то идёт дождь. Девушка сидит без движения. Через какое-то время дождь успокаивается, звуки капель становятся всё реже и реже, потом всё стихает. Девушка сидит без движения. Гудит ветер. Девушка сидит без движения. Ветер смолкает и издалека доносится пение птиц. Девушка сидит без движения. Долгая тишина.

ДЕВУШКА. Ведь не может же быть… так. Обязательно. Обязательно должен хоть кто-то прийти. Этот кошмар… ведь не может же это продолжаться вечно.

Внезапно слышится стук — сперва одинокий, зачем он повторяется, становится всё чаще и громче, пространство наполняется оглушающим грохотом. Девушка кричит, пытаясь перекричать шум, но он заглушает звук её голоса. Девушка садится в луче света, зажимая уши. Грохот продолжается довольно долго, затем постепенно становится тише, тише и тише. Девушка в луче света сидит, сжавшись. Наступает тишина. Девушка дрожит. Долгая тишина. Девушка перестает дрожать. Поза её становится чуть более расслабленной.

ДЕВУШКА. Нет.

Тишина.

ДЕВУШКА. Никто не придет.

Долгая тишина. Девушка встает, медленно ходит по пространству. Затем звук её шагов смолкает и снова — долгая тишина. Внезапно в тишине раздается какой-то шорох и шуршание.

ДЕВУШКА. Кто здесь?

Шорох смолкает.

ДЕВУШКА. Эй. Кто ты.

Тишина.

ДЕВУШКА. Я знаю, что ты тут. Я слышу твое дыхание.

Осторожный шорох.

ДЕВУШКА. Стой! Куда ты?

Тишина.

ДЕВУШКА. Да отзовись же ты.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС (очень высокий и писклявый). Ну вообще-то, я просто крыса.

ДЕВУШКА. Крыса?

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Ага. Обычная серая крыса. С таким, знаешь, голым синеватым хвостом.

ДЕВУШКА. Крыса, значит.

Тишина.

ДЕВУШКА. Я вообще-то терпеть не могу крыс.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Спасибо, это очень ценная для меня информация. И что мне с ней делать?

ДЕВУШКА. Но вот знаешь… я как-то видела на улице крысу. Самую обычную такую серую крысу, знаешь, с голым таким синеватым хвостом.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. И?

ДЕВУШКА. Что-то с ней было не так. Она бегала по тротуару — туда и сюда, туда и сюда, и совершенно не обращала внимания на прохожих. Не боялась. Ей было всё равно. Она словно искала что-то... туда и сюда, туда и сюда. Я подумала, может быть, она больна? Может быть, она умирает... какая разница, мы все умираем, каждый день, каждую секунду... но она не пыталась спастись, даже не понимала, что нужно спасаться. Просто бегала между ног... туда и сюда... и никто не пнул её, не шикнул, не прогнал прочь... а она всё суетилась и суетилась, словно искала что-то. Словно заблудилась.

Пауза.

ДЕВУШКА. Мне стало её так жалко… так… больно.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. И что ты сделала?

ДЕВУШКА. Мне захотелось её спасти. Я… я подумала, что может быть она больна чем-то, может она бешеная или ещё что-нибудь… но она совсем не выглядела бешеной, понимаешь? Она выглядела очень несчастной. Мне было страшно взять её в руки, и я начала оглядываться, может быть, есть где-нибудь какая-нибудь коробка или что-нибудь… чтобы посадить её и взять с собой. Может быть, вылечить как-то или ещё что-то… Я пошла искать, а когда вернулась, её уже не было. Я не знаю, что с ней стало.

Пауза.

ДЕВУШКА. Наверное, она всё-таки умерла.

Долгая пауза.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Ну и зачем ты мне вот это всё рассказала?

ДЕВУШКА. Да не знаю, вспомнилось почему-то.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Понятно.

Долгая пауза.

ДЕВУШКА. Ну и чё ты молчишь?

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. А что, я что-то должна сказать?

ДЕВУШКА. Ну скажи хоть что-нибудь.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Я не знаю, что тут вообще можно сказать.

Пауза.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Мне вот одно непонятно, а зачем ты тут сидишь?

ДЕВУШКА. Потому что не могу выйти.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Хм, странно. А я вот могу пойти куда захочу, в любой момент.

ДЕВУШКА. Рада за тебя. Пауза. Меня заперли тут, понимаешь?

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Заперли? Кто запер? Зачем?

ДЕВУШКА. Это долгая… внезапно останавливается. Слушай, а у меня идея.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. У тебя идея?

ДЕВУШКА. Ты же говоришь, что можешь отсюда выйти?

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Ну, можно и так сказать, если тебе нравится. Вообще-то я говорю, что могу пойти куда захочу. В любой момент.

ДЕВУШКА. Короче, ты можешь передать кому-нибудь там, снаружи, что меня держат здесь взаперти?

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Где снаружи? Кому передать? Где здесь? Кого тебя?

ДЕВУШКА. Слушай, ну…

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС перебивает. Как ты себе это вообще представляешь? Я, если что, крыса. Обычная такая крыса. Думаешь, кто-то станет меня слушать?

ДЕВУШКА. Ну я же тебя слушаю.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Нет. Ты со мной говоришь.

Молчание.

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Короче ладно, ты лично как хочешь, а я пошла.

ДЕВУШКА. Куда?

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Я могу пойти куда захочу в любой момент.

ДЕВУШКА. Так ты мне поможешь?

ПИСКЛЯВЫЙ ГОЛОС. Ну разумеется нет.

Тишина.

ДЕВУШКА. Ты что, ушла?

Тишина.

ДЕВУШКА. Вот так просто, бросила меня здесь одну и ушла?

Тишина.

ДЕВУШКА. Чё, правда?

Тишина.

ДЕВУШКА. Ушла. Всё-таки ушла.

Очень долгая тишина.

ДЕВУШКА. И это всё?

Тишина.

ДЕВУШКА. Слушай. Пожалуйста. Позволь мне просто уйти. Неужели я прошу так много?

Тишина.

ДЕВУШКА. Давай всё-таки поговорим, а.

Тишина.

ДЕВУШКА. Слушай, ну можно же, наверное, как-то… я не знаю, ну договориться, что ли?

Тишина.

ДЕВУШКА. Ну чего-то же ты всё-таки хочешь добиться?

Тишина.

ДЕВУШКА. Послушай, наверняка есть какое-то решение, которое устроит нас обоих?

Тишина.

ДЕВУШКА. Слушай, мне всё это надоело.

Тишина.

ДЕВУШКА. Я устала. Я так устала.

Тишина.

ДЕВУШКА. Мне страшно тут одной.

Тишина.

ДЕВУШКА. Я замерзла. Мне очень холодно. У меня пальцы дрожат.

Тишина.

ДЕВУШКА. Блин, да что с тобой вообще такое, а? Ну нельзя же так!

Тишина.

ДЕВУШКА. Слышишь? Нельзя так со мной!

Тишина.

ДЕВУШКА. Ни с кем так нельзя!

Тишина.

ДЕВУШКА. Почему, объясни? Почему ты вообще это делаешь?

Тишина.

ДЕВУШКА. Да послушай же ты… ай, ладно. К чёрту всё.

Очень долгая тишина.

ДЕВУШКА. Иди ты к чёрту, слышишь. К чёрту иди! Не больно! Слышишь, ты? Мне не больно!

Тишина.

ДЕВУШКА. Мне не больно.

Очень долгая тишина.

ДЕВУШКА. Ладно, будь по-твоему. Я согласна.

Тишина.

ДЕВУШКА (кричит). Эй, слышишь? Я согласна! Согласна!

Тишина.

ДЕВУШКА. Ну чего тебе ещё нужно, а? Твоя взяла. Победа, слышишь? Это — победа. Всё вышло по-твоему. Ну, и как тебе? Как тебе теперь, а? Чувствуешь счастье? Чувствуешь радость? Этого тебе хотелось, да? Я сдаюсь. Сдаюсь, слышишь?

Тишина.

ДЕВУШКА. Эй, тебя там что, глухота одолела?

Тишина.

ДЕВУШКА. Тебя что, нет?

Очень долгая тишина.

ДЕВУШКА. Да ладно.

Тишина. Затем слышится смех. Девушка смеётся.

ДЕВУШКА. Ну не может же быть всё так… просто.

Очень долгая тишина.

ДЕВУШКА. Не может. Этого. Быть.

Очень долгая тишина, в которой отчётливо слышится дыхание девушки — сначала частое, затем всё более размеренное и спокойное.

ДЕВУШКА. Да станет мне глазами солнечный свет. Да станет журчание реки моим слухом, а дыханием — дуновение летнего ветра. Да будут мне кожей сухие травы, а лепестки цветов — моей способностью вдыхать запахи.

Пауза.

ДЕВУШКА. Когда забудутся все имена и умолкнут все песни, когда закончатся все танцы и последние отзвуки ритма упокоятся в ночи — всё ещё быть здесь. Всё ещё дышать этим воздухом. Быть землёй, впитавшей в себя чьи-то шаги и тканью, помнящей чьи-то прикосновения; быть поверхностью, бережно хранящей чужое тепло и глубиной, впитавшей в себя всё без остатка. Быть эхом, вечно звучащим в гулком пространстве и узорами инея на замёрзшем стекле.

Пауза.

ДЕВУШКА. Знай — даже если солнце никогда не взойдёт, и мир окутает бесконечная ночь — не стоит впадать в отчаяние. Рано или поздно, мы всё равно найдем друг друга.

Пауза.

ДЕВУШКА. И даже если смоет все знаки дождь, и сорвёт все флаги обезумевший ветер — мы всё равно найдем друг друга.

Девушка появляется в луче света и смотрит на его источник.

ДЕВУШКА. И даже если зима будет длиться тысячи лет, и снег заметёт все следы и сотрёт с лица земли все тропы — мы всё равно найдем друг друга. Так или иначе.

Девушка прикасается рукой к чему-то перед собой.

ДЕВУШКА. И даже если погаснут все звезды, даже если небо рухнет на землю и все реки выйдут из берегов; даже если сойдёт со своей орбиты Земля и забудутся все языки — мы с тобой всё равно найдём друг друга. Рано или поздно. Так или иначе.

Девушка толкает рукой что-то перед собой. Слышится звук открываемой двери и всё пространство заполняет ослепительно яркий свет.

ДЕВУШКА. И если я говорю языками ангельскими и человеческими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

ГОЛОС ИЗ-ЗА СПИНЫ ДЕВУШКИ. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

ДЕВУШКА. И если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,— то я ничто.

ГОЛОС ИЗ-ЗА СПИНЫ ДЕВУШКИ. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,— то я ничто.

ДЕВУШКА. И вот я говорю языками ангельскими и человеческими.

ГОЛОС ИЗ-ЗА СПИНЫ ДЕВУШКИ. И имею дар пророчества.

ДЕВУШКА. И знаю все тайны, и горы могу переставлять.

ГОЛОС ИЗ-ЗА СПИНЫ ДЕВУШКИ. Горы могу переставлять.

ДЕВУШКА. Но если.

ГОЛОС ИЗ-ЗА СПИНЫ ДЕВУШКИ. Но если нет.

ДЕВУШКА. Но если нет в моём сердце.

ГОЛОС ИЗ-ЗА СПИНЫ ДЕВУШКИ. Если нет в моём сердце.

ДЕВУШКА. Если нет в моём сердце любви.

ГОЛОС ИЗ-ЗА СПИНЫ ДЕВУШКИ. Если нет в моём сердце любви.

ДЕВУШКА И ГОЛОС. Но если нет в моём сердце любви, я — колокол безъязыкий.

Девушка поворачивает голову и начинается ветер.